Работа в сфере психического здоровья всегда сопряжена с довольно сложными динамическими проблемами и подразумевает постоянное развитие (обучение), а также междисциплинарное сотрудничество.
Тучин Павел Викторович. Основное образование получил в Рязанском Государственном Медицинском Университете имени академика И.П. Павлова по специальности «Лечебное дело» (2007 г). Квалификационные психиатрические знания и навыки – в двухлетней ординатуре на базе острого психиатрического отделения под руководством к.м.н. Вольнова Н.М. В это время на практике столкнулся со сложностями лечения психических расстройств, обусловленных потребностями в этапности и комплексности лечения, а также зависимостью самих психических расстройств от социального стресса и уровня поддержки, получаемым пациентом, ведь после выхода пациента из острого состояния, будь то психоз или алкогольная абстиненция, требуется психологическая помощь для успешной интеграции (возвращения) человека в прежнюю или новую среду общения. Навыки проведения психотерапии и опыт её применения в работе с пациентами приобретал в рамках четырехлетней программы транзактного анализа под эгидой Европейской Ассоциации Транзактного Анализа под руководством д.м.н., профессора Шустова Д.И. После профессиональной переподготовки по программе «Психиатрия-наркология» (2009 - 2010 гг.), работал в остром линейном наркологическом отделении. Там получил большой опыт работы с абстинентным и постабстинентным состояниями у наркологических больных. В ходе этой работы пришел к выводу, что одна из главных составляющих успешной работы с зависимым пациентом – это качественный терапевтический альянс (конструктивные рабочие отношения) между врачом и пациентом, а также пациентом и лечебной командой. С 2010 года, работая заведующим реабилитационного наркологического отделения, защитил диссертацию под руководством проф., д.м.н. Агибаловой Т.В. на тему «Альянс-центрированный метод краткосрочной психотерапии в лечении больных опийной зависимостью», получив степень кандидата медицинских наук. Поскольку для выздоровления зависимому пациенту нужна поддержка и лечебные изменения во всех сферах, где «побывала» болезнь, а именно в телесной, психологической, социальной и духовной, в отделении реабилитации внедрил мультидисциплинарный подход, когда с одним пациентом работали специалисты различных направлений с целью инициации и поддержания выздоровления во всех четырех сферах. Лечение обычно начиналось с биологической терапии, дезинтоксикации, перерастая в поддерживающую фармакотерапию, лечебную физкультуру и йогу, дающие естественные возможности для регулирования физического состояния. Психологическая работа с пациентом начиналась с семейных бесед, на которых обозначалась роль каждого члена семьи в борьбе с зависимостью, и продолжалась на индивидуальных сессиях и группах. В сотрудничестве с психологами, консультантами-равными проводились психобразовательные встречи для родственников зависимых пациентов, поскольку терапия родственников и их адекватная поддержка пациента являются одним из звеньев социально-психологического выздоровления. На этих сеансах родственники получали возможность переоценить свою позицию в отношении алкоголизма или наркомании, получить психологические инструменты для поддержки зависимого уже в домашних условиях и подойти к решению широкой проблемы запутанных отношений, сформировавшейся за время химической зависимости. В течение месяцев, которые зависимый проводит в лечебной программе, происходит его духовное выздоровление (пробуждение). Он начинает задумываться о текущих и скопившихся проблемах и потребностях, а самое главное – о развитии отношений, которые в будущем и станут основой долгосрочной ремиссии.
Сегодня у врачей-наркологов, психологов и консультантов-равных существует значимая потребность в обучении и повышении квалификации в области наркологической реабилитации. Так в 2013 году появилась Кафедра психотерапии и медико-социальной реабилитации в наркологии Факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН под руководством психиатра-нарколога и психотерапевта д.м.н., проф. Агибаловой Т. В. Работая на кафедре преподавателем, Тучин П.В. продолжил изучение, разработку и внедрение в практику реабилитационных программ для зависимых пациентов и их родственников. Таким образом, занимаясь научно-практической деятельностью совместно с коллегами из медицинских и социально-психологических центров реабилитации, был выделен ряд лечебных методик и подходов, позволяющих пациентам и их родственникам двигаться по пути выздоровления.