Когда пациент отказывается от объекта зависимости (наркотика, алкоголя, игры), он сталкивается с ситуацией, когда привычного употребления вещества нет, а мысли, желания и факторы, способствующие началу употребления (все то, что характеризует «Внутреннего Зависимого»), остались поблизости. Для разрешения этой опасной в плане рецидива ситуации используется два типа методик: психообразовательные, позволяющие менять старый тип межличностных отношений, и психокоррекционные, помогающие по-новому оценить свои мысли и желания, являющиеся привычными в период употребления. Критерием эффективности работы на этой стадии служит появление договорённости (среднесрочные контракты) с пациентом об обучении и следовании новому типу реагирования на триггеры («спусковые крючки», причины) употребления вещества, а также обязательное планирование лечебной поддержки, делающей это возможным. На этой стадии пациент может столкнуться с новыми препятствиями: из-за низкой способности выдерживать психологическое напряжение, в том числе в межличностных отношениях, пациент может торопиться завершить работу, добившись первых позитивных результатов, но не закрепив их. В результате чувства ложной уверенности в своих силах, пациент прерывает лечение, так и не научившись действительно противостоять триггерам рецидива. Например, сформировав хорошую способность объективно обсуждать проблему своего злоупотребления алкоголем после 10-ти дней лечения, пациент может начать демонстрировать, что также хорошо сможет поддерживать и трезвость, хотя реальных навыков сохранения трезвого образа жизни пациент не выработал. Для успешного завершения данного этапа пациенту необходимо пройти ситуацию дополнительного психологического моделирования: научиться планировать день и структурировать время; проводить анализ дня, его итогов; развить способность оценки причинно-следственных связей «если …, то будет…» и т.д. Это позволит пациенту приобрести новый опыт безопасного поведения.