Методы отреагирования травматических чувств

Как мы писали в разделе «Поиск и конфронтация "внутреннего зависимого"» Психотерапевтическая работа с «Зависимым Я» строится на базе осознавания его присутствия в личности, признания его функций (как защиты, так и саморазрушения). Затем следует период проработки психической травмы, питающей его, и интеграция «Зависимого» в более сильное (или терапевтически поддержанное) «Нормативное Я».

Проработка психической травмы у зависимых отличается от работы с травмой при иных психологических проблемах, поскольку глубокая регрессия к детскому возрасту и погружение в травматические переживания у таких пациентов из-за обусловленной влиянием ПАВ сниженной способности к когнитивной переработке эмоций может приводить к усугублению депрессии, тревоги, ожесточенности («Во всем эта сволочь-отец виноват!»), возникновению агрессии по отношению к врачу («Зачем Вы заставили меня вспомнить?»). Таким образом, на первый план выходит скорее когнитивное осознавание факта наличия травмы и того, как она связана с негативными чувствами, мыслями и поведением зависимого. Тем не менее, интенсивность переживания этой травмы и связанных эмоций будет в разы ниже, чем в глубинной психоаналитической работе: пациент не «переносится» в повреждающий момент детства, но обсуждает его здесь и сейчас, чувствуя эмпатическую поддержку врача в безопасной обстановке. Примером таких когнитивных техник работы с травмой является диалог с Зависимым Я, когда пациент расспрашивает своего «Внутреннего Зависимого» о том, кто он; какова его история; чего он хочет и чего добивается. Когда «Зависимое Я» рассказывает свою историю, «нормативное Я» (при поддержке терапевта) наблюдает и сопереживает. Оно может высказывать сочувствие и понимание тяжелых чувств «Зависимого Я», но, может, и конфронтировать их, если уличит в обмане, манипуляции и попытке начать психологическую игру. Так, «Зависимое Я» делится своими чувствами, а «Нормативное Я» учится вести диалог и успокаивать свою вторую половину.

Далее следует этап горевания, или оплакивания утраты, которая была связана с травмой: утраты родительской любви и внимания, детских иллюзий, отсутствия счастливых детских воспоминаний. Процесс горевания прекрасно описан в работе Кюблер-Росс. На протяжении всего этого пути терапевт остается рядом с пациентом, эмпатически отражает его опыт; учит совладать с негативными чувствами, возникающими в процессе воспоминания (гнев, стыд, вина, страх, пустота, боль), не прибегая к помощи ПАВ (когнитивно-бихевиоральный тренинг навыков – анализ последствий, баланс решений, техники релаксации, составление планов действия при возниковении того или иного чувства / ситуации и т.д.) и мотивирует двигаться вперед к прощению и примирению со своими травмами и утратами и «оставлению» их позади (см. техники прощения и примирения у: Поттер-Эфрон Р. Стыд, вина и алкоголизм М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002; Горски, Т.Т. Путь выздоровления. План действий для предотвращения срыва / Т.Т. Горски.- М.: Институт общегуманитарных исследрваний, 2013).