Есть отношения, в которых зависимый пациент, не прибегая к лечению, может получить комфорт на некоторое время. Они описываются в рамках концепции «Треугольника Карпмана».
В треугольнике зависимый и его близкие учатся играть три роли. Первая роль – роль Жертвы - состоит в том, что человек из-за игнорирования своих трезвых возможностей часто оказывается в «тупике», и в «банальных» ситуациях выглядит и ведет себя беспомощно. Тем самым, он побуждает окружающих брать на себя ответственность и заботиться о нем в одностороннем порядке. Особенность роли Жертвы заключается в том, что человек так и не осваивает альтернативные (веществу) навыки саморегуляции и борьбы с «тягой», в силу чего продолжает употреблять психоактивные вещества.
Роль Спасателя противопоставлена роли Жертвы и отличается готовностью брать на себя чужую ответственность. Чем больше человек вовлекается в решение чужих проблем и чем больше начинает испытывать удовлетворение и облегчение от их решения, тем сильнее он будет играть роль Спасателя. Особенностью роли Спасателя является, то, что это облегчение от решения проблем не сопровождается удовлетворением собственных потребностей, так как фокус активности и внимания смещается на решение острых вопросов Жертвы.
В конечном счете, участники зависимо-созависимых отношений прибегают к роли Преследователя, так как она является позицией, позволяющей выплёскивать излишки недовольства и гнева, скапливающиеся в условиях ежедневного непонимания, разрозненности и неспособности адекватно противостоять развивающейся зависимости. При этом границы ответственности также остаются запутанными, и человек ищет очевидные поводы для гневных обвинений.